ИРИНА АНТОНОВА: ЗАГАДКИ ГЕНИЕВ. СТО ЛЕКЦИЙ О ТАЙНАХ ВЕЛИКИХ ХУДОЖНИКОВ

Авторский взгляд на творчество художников и детальный анализ их произведений в исполнении самой Ирины Антоновой, легендарной личности и прославленного искусствоведа, которая три четверти века проработала в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

«ПАРМИДЖАНИНО: ЗАГАДКА ПОРТРЕТА НЕИЗВЕСТНОЙ ПО ИМЕНИ АНТЕЯ»

Уже при жизни этого художника с длинным именем стали называть — Пармиджанино, что означало «из Пармы». Он жил в середине XVI столетия и писал прекрасные картины и изумительные портреты — воплощение холодной и чувственно-грациозной красоты. Его модели — не просто люди эпохи Возрождения, это живые, взволнованные и загадочные персонажи.

«ПАОЛО ВЕРОНЕЗЕ: ПРЕКРАСНЫЕ ФРЕСКИ ВИЛЛЫ БАРБАРО»

В середине XVI века содержание итальянского искусства под влиянием политических обстоятельств изменилось. Это не могло пройти мимо творчества очень яркого художника Паоло Веронезе. Крупнейший венецианский мастер часто выполнял заказы на роспись вилл. Фресковый цикл виллы Барбаро показывает не только мастерство Веронезе, но и изменение художественного мировоззрения современной ему Италии. 

 «ПАОЛО ВЕРОНЕЗЕ: «КОНЧЕРТИНО» — ФРАГМЕНТ КАРТИНЫ «БРАК В КАНЕ ГАЛИЛЕЙСКОЙ»»

Веронезе был венецианцем — и в этом одно из объяснений, почему он так любил изображать пиры и праздники. Чаще всего в его картинах встречаются религиозные сюжеты, но героями полотен становятся шуты и солдаты, мажордомы и собаки — за эту вольность в изображении библейских сцен Веронезе побывал на допросе инквизиции. Что он там сказал и почему вышел невредимым? Узнаете из подкаста.

 «КАРАВАДЖО: ВЕЛИКИЙ БУНТАРЬ»

Италия в эпоху Возрождения дала миру величайших мастеров живописи. Есть мнение, что Караваджо оказался самым последним, самым непредсказуемым, самым неожиданным из них. Он – первый представитель богемы в искусстве. Человек, полностью изменивший прочтение и подачу классических сюжетов. Художник, показавший миру реального героя и выдвинувший его на передний план. Возможно, именно ради своего искусства Караваджо прожил очень бурную жизнь. 

 «ЯКОБ ЙОРДАНС: «БЛЕСТЯЩИЙ, НО ВУЛЬГАРНЫЙ»»

Йорданс — удивительный фламандский художник. Будучи свидетелем золотого века фламандской живописи, он нашел собственный неповторимый стиль. Работы отличаются склонностью к реализму, наличием большего числа персонажей, элементами бурлеска, а также чувственным восприятием жизни. Знаменит тем, что создавал многочисленные интерпретации своих любимых сюжетов, не копируя себя, а развивая тему.

 «ЛОРЕНЦО БЕРНИНИ: ЛЮБОВЬ В КАМНЕ»

Имя Бернини не так широко известно, как его творения. Все, кто побывал в Риме, видел его фонтаны, лестницы, колоннаду. Прекрасный архитектор, он был и замечательным скульптором — уже не эпохи Возрождения, а нового времени, которое принесло с собой сильные эмоции в искусство. Скульптура Бернини — всегда превращение, всегда страсть.  В одном из его самых выразительных творений – голове Медузы – запечатлена история собственной жизни скульптора. 

 «РЕМБРАНДТ: ЖИЗНЬ В ПОРТРЕТАХ»

Один из самых знаменитых и сложных художников мирового искусства. Его картины обладают удивительным качеством – они протяжены во времени, что позволяет наблюдать за героями и следить за развитием событий. Автопортреты и портреты Рембрандта рассказывают историю жизни художника. 

 «ИОХАНЕСС ВЕРМЕЕР: АВТОР ШЕДЕВРОВ»

Один из самых загадочных художников, автор небольшого числа картин, каждая из которых — настоящий шедевр. Такое говорят не обо всех мастерах, но Вермеер заслужил славу великого. Два столетия о нем не знали, но сегодня полотнами Вермеера восхищаются, анализируют и не могут разгадать секрет его живописи.

 «АНТУАН ВАТТО: ЖИЗНЬ НА ПОДМОСТКАХ»

Работы Ватто похожи на изящные развлекательные картинки. Ватто, по сути дела, создал декоративный стиль рококо, но сам был слишком крупным и талантливым мастером, чтобы оставаться в его границах. Герои Ватто похожи на актеров, но это мир современников Ватто, которые ищут в новом веке свою новую жизнь.

«Франсиско Гойя: «Капричос»»

Великий испанский художник был очень смелым человеком. Среди его работ есть откровенно провокационные. Он не одобрял существовавшие порядки, монархию, дворянство и духовенство Испании. Серию гравюр «Капричос» Гойи продавали всего два дня, потом инквизиция запретила ее. Но и за это время цикл, так откровенно рассказывающий о жизни Испании, так ярко отражающий мысли и чаянья этой страны, продолжал жить, и стал одним из самых известных в мире графических циклов.

 «РАФАЭЛЬ: ОТ АВТОПОРТРЕТА К «СИКСТИНСКОЙ МАДОННЕ»»

Великий художник эпохи Возрождения, Рафаэль показал гармонию, которую может и должен достичь человек в своей жизни. Он создал один из самых лучших портретов за всю историю искусства, написал самых прекрасных мадонн, и пришел к вершине своего творчества — «Сикстинской мадонне».

 «ЛОРЕНЦО ЛОТТО: СКРЫТЫЙ НА ВЕКА ХУДОЖНИК»

Лотто – одного из крупнейших итальянских художников Высокого Возрождения открыли только в XX веке. Независимый человек и художник, Лотто видел гармоничный мир эпохи Возрождения совсем не таким гармоничным, что и прочитывается в каждой его работе.  У него было мало заказчиков, он не работал в больших городах, и о нем забыли на целые столетия.

 «МИКЕЛАНДЖЕЛО: ТАИНСТВЕННАЯ КАПЕЛЛА ТИРАНОВ МЕДИЧИ»

Микеланджело прожил долгую жизнь и стал свидетелем самых трагичных периодов существования своей страны. В отличие от раннего творчества, наполненного идеями борьбы, его поздние статуи говорят о невозможности противоборства. В образах Капеллы Медичи автор выражает свое отношение к миру — «отрадней спать, отрадней камнем быть».

 «МИКЕЛАНДЖЕЛО: ГЕРОИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В СКУЛЬПТУРЕ»

Микеланджело — великий творец, величайший скульптор и художник эпохи Возрождения. Его образы — это образы идеальных людей, но насколько они живые, и насколько же каждый из них трагичен. В первый половине своей жизни, Микеланджело в каждой своей работе показывает возможность борьбы и победы.

 «ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ: ЗАГАДКА «ДАМЫ С ГОРНОСТАЕМ»»

Леонардо да Винчи создал много прекрасных картин, особенно запоминаются его женские портреты. Мы видим женщин той эпохи, и в их образах — вечную попытку художника понять человека и его место в мире.

 «ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ: ВЕЧНАЯ ТАЙНА «ДЖОКОНДЫ»»

«Мона Лиза», наверное, самая известная картина в мире. Более пятисот лет учёные пытаются разгадать ее загадку: кто же такая была «Мона Лиза», и что за человек ее гениальный автор?

 «БОТТИЧЕЛЛИ: ЗАГАДОЧНОЕ ПОЛОТНО «ПАЛЛАДА И КЕНТАВР»»

Боттичелли — один из самых известных художников эпохи Возрождения, но сколько тайн и загадок таят его великолепные картины, и как много его мифологические образы рассказывают о современной ему политической жизни Италии.

«АНДРЕА МАНТЕНЬЯ: ЧТО РАССКАЗЫВАЕТ КАРТИНА «СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО» О СВОЕМ АВТОРЕ»

Мантенья — один из самых образованных художников своего времени, большой знаток античного искусства. Будучи мастером фресковой живописи, написал очень мало станковых картин, и поэтому редкие музеи обладают его произведениями. В российских музеях нет работ этого художника, и тем интереснее узнать о жизни и творчестве невероятно важного не только для итальянского Возрождения, но и для всей истории искусства художника Андреа Мантенья.

АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА. «СВЯТОЙ СЕБАСТЬЯН» – ИДЕАЛЫ АНТИЧНОСТИ В ГОРОДЕ XV ВЕКА

Антонелло да Мессина — один из самых загадочных художников раннего Возрождения. Именно он принес в Италию из северной Европы секрет живописи масляными красками, и этим открыл эпоху станковой живописи.

 «ТИЦИАН: ГАРМОНИЧНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА»

Тициан — один из главных художников позднего периода эпохи Возрождения. Он работал на протяжении почти всего XVI века, по его портретам можно изучать, как менялся человек, его стремления, отношение к окружающему миру.

We are using cookies to give you the best experience. You can find out more about which cookies we are using or switch them off in privacy settings.
AcceptPrivacy Settings

GDPR